Политика   Экономика   Общество   Культура   Происшествия        

Псковские Несторы Петровичи

«1 сентября мои ученики приехали на мотоциклах в рабочей одежде, а мне хотелось видеть своих учащихся более интеллигентными».

28 сентября 2018 года, 08:00
Фото: Светлана Бруттан
0

Помните учеников вечерней школы Ганжу и Ляпишева, их наставника Петрыкина из фильма «Большая перемена»? А их классного руководителя — историка Нестора Петровича, который бился за посещаемость и знания своих великовозрастных учеников — рабочих завода? А ведь эти персонажи выросли из реальных историй. Наша постоянная читательница Светлана Евгеньевна Бруттан , педагог с многолетним стажем, поделилась воспоминаниями об областной очно-заочной средней школе, в которой проработала более трех десятилетий.

О школе можно было бы написать повесть. Расскажу о ряде наиболее запомнившихся эпизодов из жизни школы и о преподавателях, с которыми работала бок о бок многие годы.

Я приехала в Псков летом 1968 года. Устроиться на работу филологу было сложно. В гороно предложили встать на очередь, но неожиданный случай помог мне устроиться на работу в областную заочную среднюю школу. Такая школа в послевоенные годы была необходима, так как у многих еще молодых людей не было среднего образования: помешала война. Школа имела филиалы в районах области. Два методиста выезжали на места, оказывали помощь заочным отделениям и осуществляли конт­роль.

Главной формой обучения была групповая консультация. Если обучающихся было более 16 человек, отводилось время на индивидуальные занятия и прием зачетов. Я очень волновалась, когда шла на первое занятие. За плечами у меня было 8 лет работы в дневных школах, но данная форма обучения была для меня совершенно новой. Помню первое посещение моей консультации директором школы — Яковом Матвеевичем Васильевым. Он был тоже филологом. Разбор оказался очень тактичным, без каких-либо нравоучений: Яков Матвеевич просто предлагал разные варианты подачи материала. Я впервые встретила столь деликатного руководителя.

Кроме работы, со взрослыми мы проводили занятия с ребятами дневной школы. Это были дети в санатории на Снятной Горе и в областной больнице. Мне пришлось работать в детской травматологии областной больницы. Всегда очень трудно видеть детей, надолго прикованных к постели. Нужно было давать школьную программу сжато и в короткое время, чтобы не утомлять больных. В то же время материал должен быть интересным, наглядным, индивидуальным. Кстати, это был очень хороший опыт работы для учителя. Подготовка к занятиям была серьезная, занимала много времени.

В начале 70-х годов на должность директора был назначен Михаил Петрович Косарев. Он видел, что существующая методика преподавания не давала должных результатов. Поэтому он вместе с завучем и методистом стал работать над обновленной формой групповой консультации, используя опыт работы подобных школ страны. Обучение должно быть результативным — на этом строились принципы обновленной консультации. Таким образом, были прописаны три ее основных направления: восстановление опорных знаний учащихся, сообщение нового материала и подробный инструктаж домашнего задания. За выполнением поставленной задачи осуществлялся строгий контроль администрации.

Редкое фото из архива Светланы Бруттан, где ее ученики в костюмах. «Уговорила», — вспоминает педагог.
Фото из архива автора
Кроме того, расширилось поле деятельности школы: в самых отдаленных точках Псковского района появились новые учебно-консультационные пункты (УКП). Их стало более 30. Так на деле осуществлялся закон о всеобщем среднем образовании. Условия работы были довольно сложными: занятия проводились и в клубах, и в правлениях хозяйств — поэтому часть преподавателей уволилась. Чтобы приехать в отдаленные пункты, приходилось вставать очень рано. Например, автобус в поселок Лодыгино уходил в 5.45 утра, а в колхоз имени Калинина (д. Мочёво) надо было идти либо 3 км через шаткие лавы над рекой Черёхой, либо окружным путем — 9 км, через лес. В правлении топили круглые печки, которые были не всегда исправны. А в деревне Лопатово занятия проводились в холодном клубе. Конечно, были и хорошие учебные пункты. Например, завод ТЭСО, где я проработала несколько лет. Директор завода Анатолий Викторович Лукин — прекрас­ный руководитель, к учебе своих рабочих относился с пониманием. За хорошие результаты рабочие поощрялись премиями. После получения аттестата можно было продолжить

обучение. Сам директор работал на износ, хотя его ставка была в пределах 600 рублей, а рабочие получали 200 — 250 рублей. Вспоминается случай, когда приехавшая французская делегация удивилась тому, что у директора такого завода всего лишь трехкомнатная квартира и в ней даже нет отдельного кабинета. Выпускной класс завода ТЭСО получил положительную оценку комиссии на экзамене по литературе, где присутствовала инспектор облоно.

Хорошо был организован учебный пункт в совхозе «Победа». Руководил им Григорий Иванович Гецентов, удивительный человек, участник Великой Отечественной войны, прекрасный организатор. Сильное хозяйство, заложенное Григорием Ивановичем, и поныне продолжает работать. Администрацией совхоза были созданы достойные условия для учебы рабочих. Заведовала учебным пунктом Татьяна Павловна Баранова, математик, профессионал и человек, умеющий сплотить коллектив.

Некоторое время мне довелось работать в колхозе «Передовик», руководил которым Серафим Иванович Иванов. Человек очень требовательный, дисциплина в хозяйстве была строгая, и отпускать в школу своих рабочих председателю было невыгодно. Однако учеба сотрудников не была для него делом второстепенным: за нее спрашивалось так же строго, как и за работу. Заведовала пунктом Антонина Николаевна Баринова — активный, коммуникабельный человек, отличный математик. Она нашла подход к суровому руководителю и сумела хорошо организовать учебный процесс.

Вспоминаю еще один свой учебный пункт — Псковмелиорацию, которая состояла из 18 маленьких организаций. 1 сентября мои ученики приехали на мотоциклах в рабочей одежде, а мне хотелось видеть своих учащихся более интеллигентными. Все три года я работала в этом направлении. И как приятно было видеть потом моих выпускников — взрослых мужчин, которые на экзамен пришли как на праздник: в костюмах и с цветами.

Очень много сил и стараний вкладывала Лилия Андреевна Горцева в руководство своим учебным пунктом в поселке Родина. Она умела поговорить с каждым мальчишкой по душам, так как жила сама в поселке и знала всех с детства.

Много лет заведовала учебным процессом при Середкинской средней школе Инна Владимировна Юргенева — прекрасный организатор. С ней работали математик Людмила Всеволодовна Павловская, химик Маргарита Валентиновна Алексеева, физику вела Роза Николаевна Попова, впоследствии проводившая и занятия по математике; и пришедшая в коллектив позднее Людмила Павловна Кольцова, которая прекрасно вписалась в этот небольшой, но очень способный коллектив.

Педагоги школы на картошке в совхозе «Победа».
Фото из архива автора
Много можно говорить о наших людях, о наших учителях, о нашей работе, но главное — в то десятилетие, с 1973 по 1982 год, когда школой руководил Михаил Петрович Косарев, она приобрела популярность и значимость. Наибольшее число УКП было именно при Косареве М. П. Он осуществлял строгий контроль: на любом УКП мог появиться неожиданно, даже в самую плохую погоду, видимо, сказывались навыки разведчика партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны.

Учителя в своей основе были профессионалы. Я иногда думала, что еще более полезны были бы они в дневной школе. Кроме прекрасного владения учебным материалом, наши педагоги были еще и психологами. А как же иначе? Ведь в последующие годы в школу пришла учиться молодежь, трудные подростки.

Перед глазами проходит целая вереница моих товарищей по работе. Вспоминаю литератора Ольгу Александровну Ваничкину — мастера своего дела; преподавателя истории и обществознания Татьяну Андреевну Капер — парторга и добрейшую женщину; отличного литератора и искусствоведа Василия Васильевича Васильева; искусного математика Людмилу Всеволодовну Павловскую. Несколько позднее в школу пришла Елена Николаевна Барановская — математик высокого класса. Влюбленные в свой предмет химики-биологи Алевтина Никандровна Фаденкова и Маргарита Валентиновна Алексеева. Много лет завучем школы была физик Тамара Евгеньевна Сергиевская. Интересные консультации по физике проводила Людмила Сергеевна Силкина, могла найти подход к любой аудитории учащихся.

Учителя несли культуру в рабочие коллективы. На всех занятиях, не только гуманитарных предметов, шел разговор о мировой культуре, вечных человеческих ценностях. Для многих наши педагоги открывали новые миры, о которых учащиеся в повседневной жизни и не слышали. Ребята с удовольствием делились с нами и своими невзгодами, и радостями. Псковская районная вечерняя (сменная) средняя школа была востребована и в девяностые годы, ее переименовали в Псковскую районную среднюю школу, контингент учащихся помолодел. Наши преподаватели помогали трудным подросткам найти себя в жизни, стать лучше.

За более чем полувековую историю школа внесла большой вклад в образование Псковской области, помогла своим ученикам выбрать более интересный и полезный жизненный путь. 

  Подпишись на нас в соцсетях

Комментарии

Авторизация
No comments

18 ноября

  • Владимир Путин посетил самый известный в России Псково-Печерский монастырь
  • Сотрудники МЧС напомнили жителям Псковской области, как пользоваться огнетушителем
  • Великолукские гимнасты побывали на шоу Алексея Немова благодаря Михаилу Ведерникову
  • Водителя авто, сбившего девушку на Октябрьском проспекте, разыскивают уже неделю
  • Житель Пскова прикарманил в магазине чужой кошелёк и теперь ждёт суда
  • Художник Сергей Семёнов организует в Пскове выставку в честь своего юбилея
  • Мошенница под видом сотрудника ЖКХ орудует на территории Пскова (ПРИМЕТЫ)
  • «Псковпассажиравтотранс» опубликовал новые цены на проездные билеты
  • Синоптики обещают плюсовую температуру и мокрый снег в Псковской области 18 ноября
  • 17 ноября

  • Участковые уполномоченные отмечают профессиональный праздник
  • Проект бюджета на 2019 год прошел публичные слушания
  • Полицейские и общественники поговорили с псковскими студентами о наркотиках
  • В Пскове выполнено 80% работ по ремонту дорожной сети
  • «Псковпассажиравтотранс» получил помощь из областного бюджета на выплату зарплаты сотрудникам
  • В субботу псковичей ждет мокрый снег и дождь
  • 16 ноября

  • После кражи пяти плиток шоколада пскович отправился в колонию строгого режима
  • Предельная штатная численность органов власти Псковской области изменится
  • Житель Пскова отработает 8 месяцев за кражу детской коляски из поликлиники
  • Участницей ноябрьского выпуска «Модной революции» станет Виктория Зайцева
  • Прикованная к кровати мать в Островском районе застрелена собственным сыном
  • Дополнительное освещение появится на 18 пешеходных переходах в Пскове
  • Судьбу гастропаба «Два капитана» и «медвежьи билеты» обсудят в новом выпуске «Семь раз отмерь» на «Седьмом небе»
  • Псковским студентами показали, как пользоваться государственными услугами
  • Ольга Лопатинская: Псковский международный Медиафорум – событие, безусловно, актуальное
  • В полдень в псковском ГКЦ начнётся конкурс ведущих и аниматоров «Формула игры»
  • Проверки водителей автобусов на соблюдение ПДД пройдут в Псковской области
  • Юбилейный вечер, посвященный 70-летию краеведа Олега Ивченко, пройдёт сегодня в Пскове
  • В Псковской области с 2019 года будет внедрена система рибейтов в кино
  • Псковские полицейские сдали нормативы по надеванию защитной одежды
  • Главная новогодняя ёлка в Пскове появится не позднее 7 декабря
  • Экономика

    Наталья Баранова 15 ноября 09:40

    Доказали сговор

    Как школьники помогают бороться с незаконной рекламой, сколько миллионов стоит компании сговор на поставку медицинских перчаток и почему не надо возмущаться ремонтом дорог в снег